Фантазия и ее функции, как развить фантазию? Как развить фантазию и творчество: эффективные методы и рекомендации Использование произведений искусства

У нас есть подробный план. Теперь нам надо немного поиграть и поставить на службу наше воображение. Оно есть у каждого и готово помочь нам в наших свершениях. Представьте свою будущую жизнь. Это увлекательное и чарующее действие. В вашем сознании обманите время. Представьте все так, как если бы все уже случилось и произошло. Через месяц, год, двадцать лет. При этом все сложилось очень удачно и так, как Вы того хотите. Будьте откровенны перед собой в своих желаниях. Воображаемое должно Вас подстегивать и манить вперед. Весь ваш дальнейший путь будет возвращением в ваше воображение! Матрица какая-то получается…

Когда у нас в голове есть горячее желание, когда в мыслях у нас есть видение будущего, когда есть эта картинка или даже видео той самой великолепной жизни, которая нас ожидает… Мы уже не можем ничего не делать и сидеть сложа руки. Видение должно быть на разные временные отрезки – от одного дня и недели до нескольких десятков лет. Под воздействием наших мыслей и воображения все вокруг приходит в движение и изменяется, обстоятельства помогают нам, родственники помогают нам, события происходят таким образом и в такой последовательности, что нас неизбежно тянет к реализации поставленной цели. Но первый, кто должен сделать шаг, произвести какие-то изменения, это, несомненно, вы сами.

Человек, который ежедневно работает со своим воображением, ставит цели, медитирует и слушает музыку – подключается к некому общему разуму. Скажи мне раньше, что я напишу такое, я бы ни за что в это не поверил.

Но это правда, этому есть множественные примеры. Когда мы все свое нутро взбудоражили какой-то целью или вопросом, сначала поиск идет внутри нас, в нашей голове. Подключается наш опыт, наша интуиция. Но если этого недостаточно, тогда человек ищет помощь извне – советы людей, тематические публикации и книги. Если и тут мы не получили исчерпывающего ответа, но продолжаем искать, идет расширение наших возможностей, и мы подключаемся к «общечеловеческой базе данных». Не спрашивайте меня, что это такое и как это работает. Я сам не знаю. Просто человек выуживает из своего мозга информацию, которую никогда ранее не знал. Она пришла к нему в ответ на запрос, словно мы работаем в интернет-поисковике.

Вы должны четко представлять себе то, что желаете. Заведите в своем компьютере папку, в которую будете складывать красивые фотографии желаемого. Например, это будет изображение дома, автомобиля, офиса. Даже фотография красивой счастливой семейной пары окажет положительное воздействие на Ваше сознание и подсознание. Подумайте над тем, что 20 лет спустя вы будете известным человеком и какой-то журналист напишет о вас статью. Что бы Вы хотели, чтобы было написано в этом материале? Вы хотите, чтобы там было красноречиво расписано Ваше пристрастие к алкоголю? Или указаны факты Вашего жестокого обращения со своими детьми или грязного ведения бизнеса? Или пусть лучше там будет описана Ваша история успеха, Ваши достижения, примеры Вашей благотворительности? А на фото к журналистской статье Вы хотите оказаться один, со своей заморской любовницей или в окружении любимой семьи? Представили. А теперь сами напишите эту статью и время от времени ее перечитывайте.

Наполните свое сознание и свою жизнь творчеством. Как можно больше творчества в свободное от работы время и в перерывах. Творчество и воображение задействуют наше правое полушарие, в мозге возникают альфа-волны, а они способны творить с нами подлинные чудеса.

Если Вы любите писать, напишите книгу или короткий рассказ о неком персонаже, главном герое, об его успешном жизненном пути, подразумевая под этим человеком самого себя. В разговорах с друзьями можно немного и приукрасить реальность. В своей голове живите на опережение. И не забывайте про поисковую активность. Это когда в ответ на проблемы и задачи человек не хнычет, а ищет пути решения и новые возможности.

Закрепим основную мысль. Определитесь с тем, чего Вы хотите достичь, что изменить и чем владеть. Много думайте и размышляйте над тем, что можно сделать, чтобы достичь желаемого. Это время не пройдет даром. Занимайтесь творчеством, подключайте воображение. Любой человек даже в течение одного дня пребывает в самых разных состояниях. Возможно, в один из таких моментов на Вас снизойдет озарение, и Вы точно поймете, что нужно сделать для того, чтобы все было так, как Вы того хотите. Составляйте список дел. Поздно планировать день, когда он уже начался. Это надо сделать накануне вечером. Однако все это лишь теория, ментальная тренировка и подготовка. А теперь начинайте действовать. Делайте большое количество запланированных дел и радуйтесь всем своим действиям, а также тем результатам, которые они приносят и еще принесут в будущем.

Подключайте воображение, это помогает.

Я как-то посмотрел фильм о белых офицерах, которые боролись за свою победу. Любой ценой вырвать победу, иначе не будет будущего – я жил и работал какое-то время с этими образами. Проводите аналогии. У меня было открыто два фронта – деньги и здоровье, и я сражался за них. Воображение, например, во время секса здорово помогает усилить азарт и повысить качество секса. Не стоит бояться образов секса, может быть даже тех, за которые вам немного стыдно. Не верьте, что это может как-то негативно повлиять на вас. В реальности есть здоровый секс с любимым человеком, вот что важно.

И еще на тему визуализации и секса, не подумайте, что зацикленный на этой теме, до Фрейда мне далеко. Приведу пример несостоятельности воображения. Многие подростки мечтают о сексе. Навязчивые мысли и образы преследуют их круглые сутки. А сейчас интернет тем более позволяет всё это лицезреть без ограничений. Однако большой секс в юношеской кровати не спешит материализоваться. Нет в жизни обычного подростка сотни любовниц и океана взрослой любви, сколько он не старайся. Можете обвинить меня, что у меня идиотские примеры. Но я делаю выводы хотя бы на основе таких наблюдений, я не верю в голословные утверждения.

Не думаю, что некто заложил мину замедленного действия в учение о визуализации, скорее всего она проблем не принесет кроме потерянного времени. Поэтому мимоходом, где-нибудь во время скучной пешей прогулки, можете представить себя на тропическом курорте или с большой кипой стодолларовых купюр в руках, это не помешает, но не тратьте на это много времени и не обольщайтесь, что визуализация приманит к вам успех. В лучшем случае она немного вас подстегнет к действии, пробудить в вас желание действовать.

Воображение – это поток мыслей,которые вы можете видеть, слышать, чувствовать, осязать. Воображение – это внутренняя репрезентация ваших переживаний, опыта, фантазий – это способ, с помощью которого ваше сознание кодирует, собирает и отражает информацию. Это сны, фантазии, воспоминания, планы. Это язык искусства, эмоций и, самое главное, глубинного Я.

Воображение – это окно в ваш внутренний мир. И даже нечто большее. Это не только способ увидеть, но и способ трансформировать содержания бессознательного, которое влияет на вашу жизнь.

С помощью воображения можно влиять на физиологические процессы.

Вот простой пример: коснитесь пальцем носа. Как вы это делаете? Вы удивитесь, но никто этого точно не знает. Физиологи могут определить участок мозга, в котором возникает импульс, начинающий движение, мы можем проследить нейронную цепочку, по которой импульс проходит от мозга до соответствующих мышц. Но никто не знает, как мысль о том, что нужно дотронуться до носа преобразуется в начальный импульс в мозгу.

А теперь пусть ваш рот наполнится слюной. Это не так легко сделать, потому что саливация (как и другие физиологические функции) управляется автономной нервной системой, которая, в отличие от центральной нервной системы, не поддается сознательному контролю. Автономная нервная система не откликается на приказ: «Слюнотечение!». Зато она откликается на воображение. Расслабьтесь на мгновение и представьте, что держите в руках сочный желтый лимон. Ощутите своими руками его прохладу, шершавость кожуры, почувствуйте его вес. Представьте, как вы разрезаете лимон пополам и выдавливаете сок из одной половины в стакан. Может быть, вместе с соком в стакан выскользнули кусочки мякоти или одна-две косточки. Представьте, что подносите стакан к губам и набираете в рот кислый лимонный сок. Размажьте его по всему рту, ощутите его кислый вкус и глотните.

Теперь ваш рот наполнился слюной? Если так, то ваша автономная нервная система прореагировала на образ лимонного сока.

Так же, как в этом примере, все, о чем вы думаете, влияет на ваше тело. Частое проигрывание в уме страхов, обид приводит к появлению привычных телесных зажимов, отражается на состоянии тела.

На этом основано то, что воображение может сделать для вас гораздо больше, чем просто вызвать желаемые физиологические реакции.

Воображение является посредником между телом и сознанием. Оно может подсказать вам, какие потребности удовлетворяются через болезнь и как можно удовлетворить эти потребности по-другому. Конечно, чтобы это сделать, вам потребуется что-то изменить в своем стиле жизни, своих привычках, круге общения.



С помощью воображения болезнь становится нашим учителем, проводником к здоровью.

Исследования нобелевского лауреата Роджера Спэрри (Roger Sperry) и его сотрудников показали, что воображение является функцией правого полушария мозга. Для большинства людей левое полушарие отвечает за логику, анализ, вербальные навыки, письмо, правое – за эмоции, образы, синтез.

Правое полушарие дает возможность охватить расширенный контекст. Попробуем разобраться в этом, используя метафору. Представьте себе движущийся поезд. Левое полушарие – человек, стоящий у железной дороги. Для него поезд – это череда связанных между собой отдельных вагонов. Правое – человек, глядящий на поезд с высоты, который видит не только поезд в целом, но и направление его движения.

Важность эмоциональной жизни трудно переоценить. Исследования, проведенные в Англии и США показали, что от 50 до 75% проблем, с которыми пациенты обращались к врачу, имели корни в эмоциональных, социальных или семейных проблемах, хотя выражались через боли или болезни.

Конечно, мы не должны обязательно выражать каждую свою эмоцию, но хроническое подавление или отрицание сильных переживаний может с большой вероятностью привести к болезни.

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

0 2 031 0

Воображение – неотъемлемая часть человеческой деятельности, которая отличает нас от животных. Воспринять мир, отразить его в своем сознании, дать ему личностную оценку, изменить его в своем воображении, а затем составить план осуществления преображения вне себя, человек способен благодаря воображению и его конструктивным рычагам.

Воображение – психический процесс в мозге человека, который происходит только на основе глубокого познания, восприятия окружения и его дальнейшего преобразования (с учетом личностных особенностей) в образы с частично измененной структурой, свойствами или совершенно новые.

Сознание человека воспринимает окружающий мир, наносит его на свои рецепторы, вносит изменения и на их основе преображает.

Функции воображения

Название

Описание

Познавательная Действительность в мозге создает образы, которые сохраняются в памяти. С помощью мышления человек способен их переработать, даже когда предмет восприятия исчезает с поля зрения. Память сохраняет образ, а воображение с применением мышления ведет конструктивную работу над его содержанием.

Установка цели и планирование ее достижения

Человек, используя способность воображать, в состоянии построить в голове желаемую модель чего-угодно. Сформировав желание, субъект в состоянии спланировать поэтапные шаги его достижения.

Регулировка эмоционально-психического состояния

Человек, сталкиваясь с трудностями, с утомительной работой, с болезнями родных, испытывает много эмоциональных переживаний. Выдержать сильное физическое и эмоциональное давление он в состоянии благодаря воображению. Зная, что впереди ждет поощрение за труд, либо счастье от выполненной работы, выздоровление, он регулирует психическое состояние и продвигается по жизни дальше.

Решение сложных задач с помощью манипулирования созданными образами в сознании

Образы могут быть получены от личного восприятия, созданные по полученным знаниям о них или рожденные чьим-то вымыслом.

3 основных вида

Непроизвольное

Это все образы, которые неожиданно возникают в голове, и не связанны с постановкой задач и планов.

Они появляются и исчезают. К примеру, девушка, увидев брачующуюся пару, на миг представляет себя на месте невесты. Такие образы не несут ни информации, ни посыла к действию. Это пассивное воображение. Еще одним примером может послужить рождение образов в сновидении.

Произвольное

Человек осознанно воссоздает образы, видит цель и, манипулируя ими, планирует действия по достижению, стремится к желаемому результату. Такое воображение делится на два подвида:

  1. Воссоздающее или репродуктивное;
  2. творческое.

Сущность репродуктивного мышления состоит в использовании уже готовых данных, полученных знаний о существующих моментах, сохраненных в памяти.

Творчество – психологический процесс, который характеризуется созданием совершенно новых форм видения, создания оригинальных объектов, каких еще не было.

Мечтание

Более страстный психический процесс по созданию желаемых образов. Мечта превращается в нереальную форму, если она оторвана от действительности и в планах нет путей к ее достижению. Неосуществимое мечтание именуется грезой.

Фантазией называют сочиненные сознанием образы, которых никогда не было. Находит применения в мифах, сказках и небылицах.

Формы воображения

    Агглютинация

    В воображении создается образ, состоящий из частей разных объектов, невозможных в реальности. Пример: кентавр – получеловек, полуконь.

    Гиперболизация

    Преувеличение предмета, объекта, его утрирование. Часто применяется в искусстве, литературе.

    Акцентирование

    Выделяется определенное свойство, черта для привлечения внимания.

    Типизация

    Повторение чего-либо, выделение однотипного во многом.

    Схематизация

    Выделение различий и сходства.

    Обострение

    Усиленное внимание на чем-то, умышленное преувеличение для остроты восприятия.

    Перенос признаков

    Признаки одного объекта переносятся на совершенно другой, которому в реальной жизни это несвойственно.

Значение для человека

Благодаря мышлению, человек отражает объективность происходящего и окружающих предметов. Изучив качества объектов, их характеристику, возможности и, сохранив это в памяти, он в воображении может разнообразно манипулировать знаниями: переносить во времени, соединять с другими предметами, моделировать, изменять и т.д.

Воображение актуализируется в те моменты, когда нужно перескочить грань реального ограничения чего-либо, (пути, формы, действия) и представить конечный результат.

Антиципирующее воображение помогает трудиться. Только человеку дано представление того, что можно получить в результате. Процессы по созданию конечных образов запускают в действие любое начинание: архитектор видит конструкцию будущего дома, художник – готовый пейзаж до начала работы над ним, мать отдает сына в школу, предвидя его будущее.

Воображение вместе с восприятием, памятью и мышлением дает человеку возможность позаботиться о себе, своей жизни «сейчас» и «потом».

Значение для ребенка

Ребенку свойственно два вида воображения:

  1. познавательное;
  2. аффективное.

Первое помогает воспринимать окружающий мир и модифицировать его в своем сознании. Интересные игры, занятия, уроки творчества во многом помогают развить воображение, которое “заботится” о развитие малыша и способствует установлению связи «ребенок и реальность». В играх малыш воображает себя героем, сильным и смелым, как воспринятый любимый персонаж из фильма, или играет в то, что хорошо знает.

Аффективное воображение – подсознательные страхи малыша. Он может бояться того, чего нет, о чем не знает. Висящее на крючке пальто в темноте может показаться чудовищем, или, вспоминая боль от разбитых коленей, ребенок заплачет от страха перед ступеньками.

Познавательное воображение необходимо поддерживать и развивать, направляя его в воспроизводящее, когда малыш, применяя прошлые знания, сможет что-то придумать и сделать сам: построить дом из кубиков, нарисовать диковинного зверя или придумает сюжет игры.

Воображение и творчество

Это два неразрывных понятия. Чтобы создать что-то новое, необходимо накопить большое количество восприятий. Сохранить их в памяти, а затем, разобрав на молекулы, собрать из них что-то оригинальное.

В философии есть понятие, что все, что мы создаем, не пришло ниоткуда. Это уже существовавшие знания. Но разбитые на частички слова и молекулы, которые когда-то собрались в чьем-то сознании, перемешались и свободно соединились в совершенно новые формы.

Это как закон об энергии в физике: ничто ниоткуда не берется, если прибудет в одном, то обязательно убудет в другом. Нет ничего приходящего, но благодаря воображению из старого моделируется новое.

Человек с отсутствием воображения - какой он

Говорят, что человека с богатый воображением поцеловал сам Бог. Такая личность, будучи грамотной, начитанной, образованной и всесторонне развитой, несет колоссальную пользу обществу. На любом поприще воображение приведет такого человека к важному открытию, созданию интересных проектов, новаторских находок.

Человек с отсутствием воображения, даже с большим багажом знаний, не сможет создать ничего нового. Его редко назовешь активным.

Человек со слабым воображением или с полным его дефицитом способен лишь на автоматическое выполнение действий по заученной схеме.

Пространственное мышление ему несвойственно. Такому типу личности не стать хорошим врачом, знаменитым хирургом или писателем.

Развитие воображения у взрослых

Тот, кто много видит, знает, впитывает и воспринимает, способен к воображению. Собственная фантазия – это преображение того, что помнишь, видел или читал. Воображение дано от природы, а развивать его стоит самостоятельно.

Активное времяпровождение, путешествия, чтение книг, изучение культуры, знакомство с достижениями науки и техники, общение с интересными людьми из разных сфер – категории, дающие море информации к восприятию.

Наша память имеет свойство сохранять огромное количество знаний, не проходят бесследно даже мелкие детали. Мы можем забыть многое, но фрагменты увиденного, разобранные на мелкие частицы, однажды будут использованы для создания чего-то нового.

Как развивать воображение у детей в раннем возрасте

Метод развития воображения детей по Л.С. Выготскому направлен, прежде всего, на развитие речи. Профессор психологии, изучая детей с нарушением слуха и речи, по полученным результатам исследования, обнаружил, что есть большая разница, между умением воображать здоровых детей и детей без слуха. У детей лишенных слуха и речи скудные возможности воображения. Они не умеют манипулировать образами.

Ребенок, не имея достаточного запаса слов, не в состоянии мыслить в уме. Речь и воображение тесно связанные и взаимозависимые понятия.

Кропотливый труд по мыслительному анализу предметов и их свойств, комбинаций с другими без обращения чувств от восприятия в слова, невозможен. Задействовать следует всевозможные механизмы по развитию речи:

  • Активное общение с ребенком;
  • изучение новых слов;
  • заучивание стихотворений, пословиц, песенок;
  • чтение книг.

У ребенка особый вид восприятия мира. Для ускорения процессов развития мышления, памяти и воображения, необходимо проводить много развивающих игр. Именно через игру малыш учится мыслить, отождествлять себя с миром и воображать себя и свое поведение в разных ситуациях.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вне зависимости от возраста человека, очень важно, чтобы у него хорошо были развиты речь, воображение, фантазия и творчество. Ведь эти способности помогают людям в жизни. Для некоторых они являются неотъемлемой частью профессии. Существует несколько эффективных методик, разработанных специалистами. Эти способы дают возможность взрослым и детям совершенствоваться, развивая фантазию.

Развиваем речь

Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.

Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.

Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант - это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.

Способы развития речи

Словесный способ развития речи чаще встречается в школах. Он подразумевает устный пересказ каких-либо историй или заучивание текстов наизусть. Проговаривая текст, человек улучшает не только память, но и дикцию, которая способствует улучшению речевых навыков. Также к словесному способу можно отнести описание различных игрушек или картин без визуального контакта с описываемым предметом. То есть человек должен как можно красочнее рассказать об увиденной ранее картине или игрушке.

Практический способ заключается в интеллектуальных играх, в которых присутствует элемент речевого развития. К примеру, это могут быть всевозможные викторины, инсценировки или

Приемы

Помимо этого, можно выделить несколько Например, словесные, которые, в свою очередь, имеют подвиды:

  • Речевые образцы. Когда педагог сам выстраивает доступную по форме и содержанию речь. Для более старших детей применяется способ корректировки, когда педагог начинает поправлять, сказанную ребенком фразу.
  • Повторение. В этом случае слова или фразы намеренно повторяются по нескольку раз в целях запоминания. Главное, подобрать удобную для ребёнка форму усвоения. К примеру, хоровую или совместное проговаривание.
  • Объяснение. Применяется этот способ в случаях объяснения ребёнку понятия того или другого предмета. Также объяснение подразумевает раскрытие надобности и свойств.

Также существуют наглядные приёмы, обучающие правильному звукопроизношению и артикуляции. И игровые, привлекающие детей в обучающую игру.

Как развить воображение?

Развивать фантазию, воображение ребенка очень важно. Но формировать или закреплять эти способности во взрослом возрасте тоже нужно. С раннего детства человек должен накапливать визуальное представление о предметах. При развитии этой способности важно рассматривать как можно больше иллюстраций и предметов, сосредотачиваясь на мельчайших подробностях. Тщательно запомнив элемент, необходимо мысленно представлять его, вспоминая все нюансы по памяти.

Также развитие воображения требует приложения усилий. К примеру, человек занимающийся творчеством, зачастую не может закончить своё произведение, поскольку просто сидит и ждёт, когда воображение заработает в правильном направлении. Таким образом не получится добиться желаемого результата.

Специалисты в этой области рекомендуют заставлять своё воображение работать с помощью усилий. Например, пишущему пейзажи человеку, рекомендуется чаще бывать в живописных местах, а людям, занимающимся музыкой, черпать воображение в других композициях.

Только способность мысленного сосредоточения может спровоцировать развитие воображения, которое в дальнейшем начинает действовать в нужном русле.

Так, выделяют два основных направления развития воображения:

  • воссоздающий, когда человек восстанавливает в памяти, увиденные ранее облики героев книг, рассказов и прочей литературы;
  • творческий, когда человек самостоятельно придумывает внешний облик героям повестей, романов и прочего.

Как развить фантазию?

Развитие фантазии зачастую приходит с развитием воображения. Поэтому эти две способности очень часто улучшаются одновременно.

Как развить фантазию и воображение? Для этого рекомендуется читать ребёнку с раннего детства литературу, способствующую улучшению этих способностей. К примеру, в самом раннем возрасте детям полезно будет послушать короткие рассказы, а в более взрослом - романы и научно-фантастическую литературу.

Главное, обучая ребёнка, объяснить ему, что эта способность крайне необходима. Ведь именно от нее появляется возможность воображения.

Совместное обучение

Как развивать творческую фантазию? Ещё одним неплохим методом является совместное придумывание. К примеру, родители должны провоцировать ребёнка на составление мысленного образа нереальной ситуации. Так, взрослым специалисты советуют, к примеру, узнать у своего малыша, что бы он делал, если бы у него появились крылья, в какую волшебную страну ребенок хотел отправиться, каким он представляет замок рыцарей или принцесс. Развитие фантазии заключается в увлечении ребёнка той или иной мыслью и дальнейшим её развитием.

Можно попросить ребенка придумать небольшой рассказ. Или пусть это будет целая сказка об увиденной на улице ситуации. Например, попросите малыша рассказать, куда побежала кошка, которую вы встретили по дороге, чем она занималась или будет заниматься, есть ли у неё котята и так далее. Вот примерные советы, как развить фантазию. Такие упражнения будут эффективны, если вы будете делать их регулярно.

Как развить творчество?

Каждый человек ещё при рождении наделён каким-то набором творческих способностей. У некоторых людей они развиты от природы больше, у других - меньше. Во втором случае, когда сформированы плохо, можно попробовать их выработать с помощью нескольких методов. Однако родителям следует понимать, что делать это рекомендуется ещё в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период дети наиболее раскрепощены.

Итак, мы развиваем фантазию, творчество. Что нужно делать? В первую очередь такие способности хорошо развиваются во время игр. Даже обычное построение башни может поспособствовать этому. Ведь дети учатся совершенствоваться, а значит, начнут видоизменять построенную конструкцию, прибавляя или, наоборот, удаляя какие-то детали.

Также развивать творческие способности можно с помощью занятий лепкой, рисованием, пением и прочими занятиями подобного рода. Помимо этого, очень полезно посещение музыкальной школы. Поэтому специалисты рекомендуют с раннего детства отдавать детей в такие заведения.

Заключение

Теперь понятно, как развить фантазию, творчество, а также речь. Итак, культивировать в себе или своих достаточно просто. Тем более что почти все они связаны между собой, и одно дополняет другое. Главное, не ругать ребёнка за то, что у него не получается с первого раза какое-то задание, а, наоборот, хвалить его, мотивируя желание к самостоятельному развитию.