Изучая грамматику немецкого языка, не стоит пренебрегать подробным изучением этого раздела, т.к. эта информация поможет грамотно писать. Наряду с устной речью, где нужно скачать аудио с переводом, постоянно слушать его и проговаривать вслед за диктором, – в грамматике важно систематически выполнять упражнения. Списки тестов и заданий на закрепление той или иной темы можно найти в каждом учебнике по грамматике немецкого языка. Как узнать, какая книга подходит именно Вам? Для этого проконсультируйтесь с педагогом или посетите форум.
Неправильные (слабые) и сильные глаголы в немецком языке
Все глаголы в немецком языке в зависимости от их спряжения делятся на две основные группы:
- слабые глаголы (die schwachen Verben);
- сильные глаголы (die starken Verben) или неправильные (die unregelmäßigen Verben).
Сильные и неправильные глаголы в некоторых учебниках разделяются на две отдельные группы. В таких книгах к неправильным относят еще модальные, вспомогательные глаголы и глагол wissen.
Сколько основных форм у глаголов в предложениях?
Все глагольные формы в немецком языке образуются от трех основных форм:
- неопределенной (исходной, указанной в словаре) – INFINITIV : lachen – смеяться, tragen - носить;
- формы прошедшего времени – PRÄTERITUM (претеритум): lachte, trug;
- причастия – PARTIZIP II: gelacht, getragen.
Изменение глаголов по основным формам
Все три формы глагола обычно записываются в таком виде: lachen – lachte – gelacht; tragen – trug – getragen. Если мы посмотрим на первый глагол, то увидим, что его корневая гласная не изменяется ни в какой форме. В претериуме здесь к основанию присоединяется суффикс - te, а в партицип II добавляется приставка ge- и окончание –t. Все это относится к признакам слабых глаголов. Можно сделать вывод – слабые глаголы в немецком языке не изменяют своей формы при употреблении в речи.
Второй глагол в форме претериума изменяет свою корневую гласную, суффиксы отсутствуют. В партиципе к основе присоединяется приставка ge- и окончание -en. Это относится к признакам сильных глаголов. Значит, у сильных глаголов могут меняться гласные и согласные. Пример: sehen – sah – gesehen. Все сильные, или неправильные глаголы лучше заучивать наизусть или смотреть в словаре, как они изменяются.
Примеры основных форм глаголов немецкого языка
В таблице легко можно показать, как изменяются по формам основные немецкие глаголы:
Infinitiv | Präteritum | Partizip II |
wollen (хотеть) | wollte | gewollt |
müssen (быть должным) | musste | gemusst |
sollen (быть объязаным) | sollte | gesollt |
können (мочь) | konnte | gekonnt |
dürfen (иметь разрешение) | durfte | gedurft |
mögen (желать) | mochte | gemocht |
sein (быть) | war | gewesen |
habmen (иметь) | hatte | gehabt |
werden (становиться) | wurde | geworden |
wissen (знать) | wußte | gewußt |
Таблица сильных глаголов немецкого языка
Все 20 основных сильных глаголов немецкого языка и те, которые используются реже, можно классифицировать на основе того, как у них чередуются гласные в корне при образовании трех основных форм. Сгруппированные в таблице глаголы выучить намного проще. Первые 5 и остальные глаголы здесь размещены в алфавитном порядке. Они разбиты на небольшие группы – лучше учить не все сразу, а по частям. Здесь указаны также служебные глаголы – они используются для образования сложных временных форм.
В выделяют два типа : сильные и слабые. Тем, кто не изучал немецкий язык, система их различения покажется трудной. Но это лишь на первый взгляд.
Сильные отличаются от слабых по тому, как ведут себя при спряжении по лицам единственного числа настоящего времени (Präsens), в прошедшем времени (Präteritum) и в форме (Partizip II)
Partizip II - форма глагола, которая в русском языке соответствует причастию. В основном используется для образования прошедшего времени Perfekt.. Сильные глаголы, или неправильные, демонстрируют существенные корневые изменения во всех трех случаях, поэтому способ их образования необходимо запомнить.
Однако здесь можно заметить некую закономерность, заключающуюся в том, что определенные корневые из следующих переходят в такие в форме настоящего времени:
1. a - ä fallen - fällt
2. au - äu laufen - läuft
3. e - i, ie, ieh, a flechten - fliecht
Некоторые из сильных глаголов не имеют личного окончания в первом и третьем лице настоящего времени:
ich/er lief
Präteritum сильных глаголов образуется путем изменения корневой гласной, например:
backen - buk
Существует внутренняя система распределения глаголов по изменению корневой гласной. Таким образом облегчается запоминание особых форм.
Partizip II как еще один отличительный признак сильного глагола
Отличительной чертой сильных глаголов также является образование Partizip II, т.к. в этом случае к основной форме глагола присоединяется приставка ge- и окончание -en, тогда как у слабых приставка ge- и окончание -t. Сравните:
bergen - barg - geborgen
machen - machte - gemacht
По этим признакам можно понять сильный это глагол или слабый. Если быть внимательным, то все просто и ясно. Не зная элементарных правил, многие теряются, не подозревая, какова начальная форма глагола, поэтому перебирают неверные варианты. Для облегчения запоминания образования Präsens, Präteritum и Partizip II сильных глаголов существует специальная таблица, в которой указаны изменения глаголов. В немецко-русских словарях обычно размещают данную таблицу, что существенно сокращает время поиска того или иного слова.
Видео по теме
Совет 2: Склонение немецких глаголов: правила и практика
Система глаголов в немецком языке несколько сложнее чем в английском, так как в немецком присутствует отдельная форма глагола для каждого лица, но для русского человека это совсем неудивительно. Кроме этого в немецком языке достаточно сложная система времён, более подробные сведения об этом вы найдёте в разделе грамматики
Правила спряжения глаголов в немецком языке
Спряжение глаголов в настоящем времени (Prasens)
Для обозначения действия в настоящем или будущем времени используется временная форма Prasens. При изменении глагола по лицам к основе глагола добавляются личные окончания. Ряд глаголов проявляет при спряжении в презенсе некоторые особенности.
Слабые глаголы
Большинство глаголов в немецком языке - слабые. При их спряжении в настоящем времени к основе глагола добавляются личные окончания (см. fragen - спрашивать).
- Если основа глагола (слабого или сильного, не изменяющего корневого гласного) оканчивается на d, t или сочетание согласных chn, ffn, dm, gn, tm (напр., antworten, bilden, zeichnen), то между основой глагола и личным окончанием вставляется гласный e.
- Если основа глагола (слабого или сильного) заканчивается на s, ss, ?, z, tz (напр., gru?en, hei?en, lesen, sitzen), то во 2 лице единственного числа s в окончании выпадает, и глаголы получают окончание -t.
Сильные глаголы
Сильные глаголы во 2-м и 3-м лице единственного числа изменяют корневую гласную:
- a, au, o получают умлаут (напр., fahren, laufen, halten),
- гласный e переходит в i или ie (geben, lesen).
У сильных глаголов с изменяемой корневой гласной, основа которых заканчивается на -t, во 2-м и 3-м лице единственного числа соединительный гласный e не добавляется, в 3-м лице также не добавляется окончание (напр., halten - du haltst, er halt), а во втором лице множественного числа (где корневой гласный не изменяется) они, как и слабые глаголы, получают соединительный e (ihr haltet.)
Неправильные глаголы
Вспомогательные глаголы sein (быть), haben (иметь), werden (становиться) по своим морфологическим особенностям относятся к неправильным глаголам, которые при спряжении в презенсе проявляют отклонение от общего правила.
Модальные глаголы и глагол "wissen"
Модальные глаголы и глагол "wissen" входят в группу так называемых глаголов Praterito-Prasentia. Историческое развитие этих глаголов привело к тому, что их спряжение в настоящем времени (Prasens) совпадает со спряжением сильных глаголов в прошедшем времени Prateritum: модальные глаголы изменяют корневой гласный в единственном числе (кроме sollen), и в 1-м и 3-м лице единственного числа не имеют окончаний.
Спряжение глагола stehen
Спряжение глагола stehen неправильное. Формы глагола steht, stand, hat gestanden. Чередующиеся гласные e - a - a в корне: В качестве вспомогательного глагола к stehen употребляется "haben". Однако имеются временные формы со вспомогательным глаголом sein. Глагол stehen может употребляться в возвратной форме.
Спряжение глагола machen
Спряжение глагола machen неправильное.. Формы глагола macht, machte, hat gemacht. В качестве вспомогательного глагола к machen употребляется "haben". Однако имеются временные формы со вспомогательным глаголом sein. Глагол machen может употребляться в возвратной форме.
Глагол sein
В немецком языке глагол (глаг.) sein можно назвать основным. С его помощью строятся времена и другие языковые конструкции, а также идиомы. Немецкий глаг. sein по своей функциональности является аналогом английского глаг. to be. Он имеет то же значение и также меняет свою форму при спряжении.
Немецкий глаг. sein в качестве самостоятельного глаг. в его полном лексическом значении переводится как «быть». В настоящем времени (Präsens) он спрягается так:
- Singular (единственное число)
- Ic h(я) – bin (есть)
- Du (ты) – bist (есть)
- Er/sie/es(он/она/оно) - ist (есть)
- Plural (множественное число)
- Wir(мы) - sind (есть)
- Ihr(вы) - seid (есть)
- Sie/sie(Вы/они) - sind (есть)
В прошедшем незавершенном времени (Präteritum) он спрягается так:
- Singular (единственное число)
- Ich(я) – war (был/была)
- Du(ты) – warst (был/была)
- Er/sie/es(он/она/оно) - war (был/была/было)
- Plural (множественное число)
- Wir(мы) - waren (были)
- Ihr(вы) - wart (были)
- Sie/sie(Вы/они) - waren (были)
Третья форма глагола sein – gewesen не спрягается.
Склонение немецких глаголов
В основной (большой) таблице отсутствуют формы первого и второго лица единственного числа. Это сделано для того, чтобы облегчить запоминание глаголов, а также потому, что эти формы подчиняются определённым правилам, действительным как для правильных (слабых) так и неправильных (сильных) глаголов.
Форма первого лица единственного числа - отличается от инфинитива только отсутствием последней буквы -n. Второе лицо единственного числа в большинстве случаев образуется добавлением суффикса -s- перед последней буквой -t к форме третьего лица единственного числа.
Наглядные примеры спряжения глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица в настоящем времени приведены в малой таблице внизу страницы.
Множественное число во всех лицах (кроме одного), совпадает с инфинитивом: essen - wir/sie essen. Это относится и к уважительному обращению на Вы в единственном или множественном числе: Sie essen.
Тут не обошлось без исключений. Если мы обращаемся по-немецки к нескольким хорошо знакомым людям (друзьям, коллегам, детям и т.п.) на ты, то используем местоимение ihr, а к корню глагола добавляем суффикс -t. Очень часто (но не всегда) эта форма совпадает с третьим лицом единственного числа: Ihr bergt ein Geheimnis. - Вы скрываете какую-то тайну.
Расссмотрим склонение существительного по слабому типу (их в языке немного и их необходимо запоминать), а глагола (неправильного – их в языке тоже относительно немного, их также необходимо учить) – по сильному (нерегулярному) типу. Глаголы данного типа могут изменять корневые гласные и даже в некоторых случаях всю основу при спряжении и по особым, не всегда объяснимым правилам образуют три основные формы глагола, необходимые для образования различных времен и наклонений. Возьмем существительное der Seebär (морской волк) и глагол vergeben (предоставлять, отдавать).
Глаголы, ввиду того что они обозначают действия, процессы, состояния и т.п., которые могли произойти в прошлом, протекают или совершаются сейчас или будут иметь место в будущем, изменяются еще и по временам. В немецком языке система временного формообразования глаголов значительно отличается от русской и имеет простые и сложные времена. Для полноты картины рассмотрим склонение существительного по третьему – женскому типу и спряжение глагола в простом прошедшем времени Präteritum. Возьмем существительное die Zunge (язык) и два глагола в форме Präterit: правильный – testen (проверять) и неправильный verzeihen (прощать).
Изучение спряжения немецких глаголов
Нужно освоить:
- Разновидности глаголов. Всего их пять: регулярные, нерегулярные, глаголы с отделяемой или неотделяемой приставкой и глаголы, оканчивающиеся на –ieren. У каждой из этих групп глаголов свои особенности спряжения.
- Группы сильных глаголов. В каждой из таких групп или подгрупп сильные (нерегулярные) глаголы склоняются одинаково. Разбирать за одно занятие одну такую группу удобнее, чем изучать таблицы, в которых все сильные глаголы приводятся подряд.
- Склонение возвратных глаголов или глаголов с возвратным местоимением sich. В целом, оно не отличается от общей схемы спряжения слабых глаголов, но есть нюансы.
- Тему «Модальные глаголы».
- Глаголы с двумя формами спряжения. Они могут склоняться и как сильные, и как слабые, особое внимание уделите глаголам с двумя значениями (согласно значению определяется тип спряжения).
- Склонение немецких глаголов в прошедшем времени (Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt). Во многих справочниках приводится три популярные формы: инфинитив, форма простого прошедшего времени и причастие, используемое для образования времени perfect (Partizip II).
- Склонение в особых формах немецкого будущего времени (Futur I и Futur II).
- Склонение немецких глаголов в различном наклонении (две формы сослагательного наклонения – Konjunktiv I и Konjunktiv II, и повелительное наклонение, то есть императив).
Плюсы изучения немецкого языка
- Немецкий язык не только является одним из самых распространенных в странах Европы, он также является родным для более, чем 120 млн. людей. Только в Германии население составляет более 80 млн., что делает страну самой населенной во всей Европе. Немецкий язык также является родным языком для жителей многих других стран. Это и Австрия, и Люксембург, и Швейцария, и Лихтенштейн. Знание немецкого языка дает возможность общаться не только с жителями вышеперечисленных стран, но и со значительной частью итальянцев и бельгийцев, французов и датчан, а также поляков, чехов и румын.
- Германия - третья в мире страна с самой сильной и стабильной экономикой. Германия – это один из ведущих мировых экспортеров. Из Германии идут на экспорт машины, медикаменты, различное оборудование и множество других товаров.
- Знание немецкого создает возможности для развития личности и карьерного роста. В восточной Европе, таким компаниям как BMW и Daimler, Siemens, или, к примеру, Bosch требуются международные партнеры.
- Если вы ищете работу в США, знание немецкого языка предоставляет значительные преимущества, т.к. немецкие компании имеют многочисленные представительства и фирмы в Америке.
- Одна из десяти книг в мире издана на немецком. Германия славиться большим количеством ученых, которые публикуют более 80 тысяч книг каждый год. К сожалению, большинство таких книг переводятся только на английский и японский, где немецкий язык пользуется спросом. Потому знание немецкого языка позволяет читать огромное разнообразие этих книг и публикаций в оригинале.
- Немецко-говорящие страны отличаются одним из самых значительных во всем мире культурным наследием. Германия всегда ассоциировалось с родиной поэтов и мыслителей. В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе – это только некоторые из авторов, произведения которых широко известны всем нам. Имея хорошие знание немецкого языка можно читать произведения на языке оригинала, понимать культуру страны происхождения.
- Изучая немецкий, вы имеете возможность путешествовать. В Германии созданы различные программы по обмену для школьников и студентов из различных стран мира, а также по предоставлению обучения в Германии.
Глаголы
— это слова, описывающие различные действия, поступки, процесс либо состояние. Начальной формой (die Grundform)
немецкого глагола является инфинитив der Infinitiv
, который оканчивается на -(e)n: z.B. schlafen, machen, glauben, gucken…
Если убрать у инфинитива окончание -en
, то получим основу глагола (der Verbstamm)
, а именно schlafen =>schlaf, glauben => glaub, gucken => guck, machen => mach.
Немецкие глаголы подвластны спряжению
, а это значит, что они будут менять свою форму в зависимости от того, кто и когда совершает действие.
Спряжение немецких глаголов можно разделить на 4 критерия:
1. die Person und der Numerus — Лицо и число (единственное либо множественное число)
Пример: спряжение глагола glauben (верить/полагать)
Singular Plural
Person
ich glaube (я верю) wir glauben (мы верим)
Person
du glaubst (ты веришь) ihr glaubt (вы верите)
Person
er|sie|es glaubt (он/она/оно верит) sie glauben (они верят)
2. das Tempus (Zeit) — Время
Пример: глаголы singen (петь) и gehen (идти)
Praesens
er singt ich gehe
Perfekt
er hat gesungen ich bin gegangen
Futur I
er wird singen ich werde gehen
….
3. der Modus — наклонение
Indikativ (изъявительное накл) —
Anna bleibt / Klaus meint
Konjunktiv I (сослагательное накл, используется в основном в новостях, политике и книгах)
— Anna bleibe / Klaus meine
4. die Handlungsrichtung — залог (направление действий)
Aktiv
Matilda ruft ihr schlagt
Passiv
Matilda wird gerufen ihr werdet geschlagen
Также, в немецком языке существуют различные виды глаголов: слабые, сильные, смешаные, вспомогательные, модальные..
Часть 2: Слабые и сильные немецкие глаголы
В чем различие между слабыми и сильными немецкими глаголами?
Schwache Verben (слабые глаголы)
— При спряжении слабые немецкие глаголы не меняют в своей основе гласную !
Infinitiv (Grundform) Präteritum Partizip II
sagen sagte gesagt
fragen fragte gefragt
tanzen tanzte getanzt
kaufen kaufte gekauft
— Слабый глагол в немецком языке
образует форму прошедшего времени Präteritum
путем прибавления окончания -te
к основе глагола:
sagen => sagte
, fragen => fragte
, kaufen => kaufte
, tanzen => tanzte
— Слабые глаголы в Partizip II
требуют перед основой глагола приставку ge-
и оканчиваются на -t:
gesagt, gefragt, gekauft, getanzt
— Сильные немецкие глаголы при спряжении изменяют в своей основе гласную ! (примеры с глаголами laufen (бежать), trinken (пить), treffen (встретить), versprechen (обещать)).
Infinitiv (Grundform) Prä
teritum Partizip II
laufen lief gelaufen
trinken trank getrunken
treffen traf getroffen
versprechen versprach versprochen
— Сильные глаголы образуют прошедшее время das Prä teritum , изменяя гласную в основе. Сильные глаголы не получают никакого окончания в 1-ом и 3-ем лице единственного числа: ich trank, er lief . В остальных лицах/числах они получают окончания, как при обычном спряжении: wir tranken, du trankst, sie liefen, ihr lieft.
— Форма сильного глагола в Partizip II
оканчивается на -en:
getrunken, getroffen, versprochen, gelaufen
Часть 3: Смешанные глаголы в немецком языке — Mischverben
Смешанные глаголы появились в следствие соединения принципов образования сильных и слабых глаголов.
Смешаные глаголы, также как и сильные, изменяют в своей основе гласную
.
Но, окончания
у смешанных глаголов такие же, как и у слабых глаголов
-te
(Prä
teritum)/ -t
(Partizip II).
К таким глаголам относятся
: rennen (мчаться, бежать), kennen (знать, быть знакомым с чем-л/кем-л), denken (думать), wissen (знать о чем-л), nennen (называть), brennen (гореть/жечь), senden (посылать), wenden (переворачивать/обращать)..
Infinitiv (Grundform) Prä
teritum Partizip II
rennen rannte gerannt
kennen kannte gekannt
denken dachte gedacht
wissen wusste gewusst
Часть 4: Verben mit regelmäßigen und unregelmäßigen Formen — глаголы с правильной и неправильной формой.
В немецком еще существуют глаголы, которые имеют в Prä teritum и Partizip II как правильную, так и неправильную форму . В большинстве таких случаев существует разница в значении .
Пример с глаголом senden:
Неправильная форма =>
Infinitiv (Grundform) Prä
teritum Partizip II
senden sandte gesandt
Примеры
: Wir sandten ihnen einen Gruß aus der Heimat
. — Мы послали вам привет с Родины.
Die Firma hat mir die Ware direkt nach Hause gesandt.
— Фирма отослала товар прямо мне домой.
Правильная форма =>
Infinitiv (Grundform) Prä
teritum Partizip II
senden sendete gesendet
Примеры
:
Das Fernsehen sendet heute eine interessante Komödie.
— ТВ передает(транслирует) сегодня интересную комедию.
Das Radio hat vorgestern gar nichts gesendet.
— Позавчера радио ничего не передавало.(по радио ничего не передавали).
Сильные глаголы образуют формы прошедшего времени посредством изменения корневого гласного – путем аблаута. Но разные сильные глаголы имеют разные корневые гласные, например:
инфинитив | претерит | причастие II |
---|---|---|
schreiben - писать | schrieb | geschrieben |
finden - находить | fand | gefunden |
nehmen - брать | nahm | genommen |
sehen - видеть | sah | gesehen |
laufen - бежать | lief | gelaufen |
Получается, что основные формы сильных глаголов нужно заучивать наизусть. Придя к этому выводу, все как-то призадумываются. Оно, конечно - нужно заучивать, и конечно же, наизусть. Не ходить же по Германии с вечно раскрытой грамматикой или с пластиковым кружком-шпаргалкой. «Moment mal...» - мне, мол, Partizip II от такого-то глагола понадобился...
А дальше всё идет по-разному. Одним вполне удается всё усвоить, другие ограничиваются наиболее употребительными глаголами, третьи периодически делают какие-то попытки (интервалом от нескольких дней до нескольких лет) и в итоге всякий раз со вздохом откладывают учебник, потому что «всё это просто невозможно выучить». И это вполне закономерно. Вы можете подумать, что у тех, кто сразу всё выучил, самая сильная воля или самая хорошая память. Но я встречала людей с развитой волей и отличной памятью, которые когда-то начинали изучать немецкий язык и до сих пор как следует не знают сильных глаголов. Дело не в воле или памяти, а в мотивации. Если вам действительно нужен язык, вы быстро выучите всё, что нужно, включая пресловутые сильные глаголы. Если язык вам нужен в некоторой степени, вы и глаголы выучите именно в некоторой степени. Если же у вас вообще нет оснований вкладывать в это какие-то силы - вы усвоите только то, что само собой задержится в памяти.
В словаре и грамматиках основные формы сильных глаголов обычно даются в алфавитном порядке. Для обозрения это удобно, а для изучения - хуже не придумаешь. Представьте себе, что вы в алфавитном порядке заучиваете все слова из словаря: месяц - на букву «A», другой - на букву «B», третий - на букву «C» и так далее. Точно так же, как в рассказе Конан Дойля «Союз рыжих» мошенники дали человеку задание переписывать «Британскую энциклопедию». Так и со списком глаголов по алфавиту: естественное сопротивление ума.
Как же тогда подступиться к этому списку? Очень просто. Сильные глаголы исторически распределяются не по алфавиту, а по рядам аблаута, то есть по определенным схемам изменения корневого гласного. Например:
Зная это, вы без труда образуете основные формы от глагола blei ben - оставаться : blei ben - blie b - geblie ben.
А сильный глагол heißen - зваться, называться - тоже сюда? Увы, нет! Он исторически относится к другому ряду и образует основные формы так:
Для этих глаголов модель такова: гласный в инфинитиве совпадает с гласным в причастии II, а в претерите выступает ie .
Потому удобнее всего рассортировать сильные глаголы по рядам, как, собственно, они и существуют в языке. Видя схему каждого ряда, вы можете понять принцип образования основных форм. А сколько глаголов из каждого ряда вам понадобится - опять-таки зависит от мотивации. Внутри каждого ряда глаголы расположены по алфавиту, что облегчит вам поиск в нужных случаях.
Для хорошего владения языком заучиваются все глаголы. Занимаясь рядами сильных глаголов как следует, на освоение каждого ряда даже при отличной памяти нужно потратить какое-то время (как минимум несколько дней). Когда же вы освоите все ряды, проверьте себя - закройте листом бумаги все формы, кроме инфинитива, и пройдитесь по рядам в произвольном порядке.
Если же вам явно не понадобятся некоторые глаголы, то отметьте в списке самые необходимые позиции и выучите только их. Кстати, некоторые совсем уж редко встречающиеся глаголы в этом списке опущены. С другой стороны, не торопитесь слишком прореживать список. Например, согласно учебникам, «выбрасывать» (о мусоре и т.п.) будет по-немецки wégwerfen (сильный глагол с отделяемой приставкой). Между тем немцы очень часто говорят wégschmeißen - выкидывать (тоже сильный глагол и тоже с отделяемой приставкой). Хороший повод выучить оба глагола.
В любом случае учить следует так: «singen - sang - gesungen, springen - sprang - gesprungen» и т.д., каждый раз выстраивая цепочку из трех основных форм. Зазубривать список по вертикали бессмысленно!
Приведем аблаутные ряды сильных глаголов. Некоторые ряды делятся на подтипы а) или b) в зависимости от долготы или краткости гласного и других конкретных условий. Краткий гласный обозначается дужкой (например, ĭ), долгий - двоеточием (например, i:). Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками, образованные от приводимых ниже, специально не рассматриваются. Например, ábbiegen - огибать образует основные формы как biegen - гнуть , verbieten - запрещать - как bieten - предлагать и т.д.
инфинитив | претерит | причастие II | |
---|---|---|---|
1 РЯД | |||
a) ei | ĭ | ĭ | |
beißen | кусать | biss | gebissen |
bleichen | отбеливать | blich | geblichen |
gleichen | походить, быть похожим | glich | geglichen |
gleiten | скользить | glitt | geglitten |
greifen | хватать схватывать | griff | gegriffen |
leiden | страдать | litt | gelitten |
pfeifen | свистеть | pfiff | gepfiffen |
reißen | рвать, разрывать | riss | gerissen |
reiten | скакать, ехать верхом | ritt | geritten |
schleichen | красться | schlich | geschlichen |
schleifen | шлифовать | schliff | geschliffen |
schmeißen | кидать, швырять | schmiss | geschmissen |
schneiden | резать | schnitt | geschnitten |
schreiten | шагать | schritt | geschritten |
spleißen | колоть, расщеплять | spliss | gesplissen |
streichen | гладить, касаться; красить | strich | gestrichen |
streiten | спорить | stritt | gestritten |
weichen | уступать; отступать | wich | gewichen |
b) ei | i: (= ie) | i: (= ie) | |
bleiben | оставаться | blieb | geblieben |
gedeihen | процветать | gedieh | gediehen |
leihen | брать взаймы, брать на время | lieh | geliehen |
meiden | избегать | mied | gemieden |
preisen | восхвалять | pries | gepriesen |
reiben | тереть | rieb | gerieben |
scheiden | разлучать разводить (Отсюда sich scheiden - разводиться ; причастие II geschieden означает разведенный/разведенная . Так же, как глагол scheiden, образует основные формы глагол entscheiden (sich) - решать(ся) .) | schied | geschieden |
scheinen | светить казаться | schien | geschienen |
schreiben | писать | schrieb | geschrieben |
schreien | кричать | schrie | geschrien |
schweigen | молчать | schwieg | geschwiegen |
speien | плевать (Глагол speien - плевать употребляется в классической литературе. В быту обычно говорят spucken (это слабый глагол).) | spie | gespien |
steigen | подниматься | stieg | gestiegen |
steigen | гнать; заниматься чем-л. | trieb | getrieben |
verzeihen | прощать | verzieh | verziehen |
weisen | указывать | wies | gewiesen |
2 РЯД | |||
a) ie | o: | o: | |
biegen | гнуть | bog | gebogen |
bieten | предлагать | bot | geboten |
erkiesen | избирать (Глагол высокого стиля. В современном языке значение «избирать, выбирать» передается слабым глаголом wählen.) | erkor | erkoren |
fliegen | летать | flog | geflogen |
fliehen | спасаться бегством | floh | geflohen |
frieren | мерзнуть | fror | gefroren |
schieben | двигать, отодвигать | schob | geschoben |
verlieren | терять | verlor | verloren |
wiegen | взвешивать; весить | wog | gewogen |
b) ie | ŏ | ŏ | |
fließen | течь | floss | geflossen |
genießen | наслаждаться | genoss | genossen |
gießen | лить | goss | gegossen |
kriechen | ползать | kroch | gekrochen |
riechen (nach etw.) | пахнуть чем-л. | roch | gerochen |
schießen | стрелять | schoss | geschossen |
schließen | запирать; заключать | schloss | geschlossen |
sieden | кипеть; кипятить | sott | gesotten |
sprießen | пускать ростки | spross | gesprossen |
triefen | попадать (в цель) | troff | getroffen |
verdrießen | раздражать | verdross | verdrossen |
с) e/a/au/o/ä/ö | ŏ/o: | ŏ/o: (в зависимости от глагола) | |
bewegen | двигать | bewog | bewogen |
fechten | фехтовать, сражаться | focht | gefochten |
flechten | плести | flocht | geflochten |
gäen | бродить (о пиве и т.п.) | gor | gegoren |
heben | поднимать | hob | gehoben |
löschen | гасить, тушить | losch | geloschen |
lügen | лгать, врать | log | gelogen |
melken | доить | molk | gemolken |
pflegen | ухаживать, холить; иметь обыкновение | pflog | gepflogen |
quellen | бить ключом, течь | quoll | gequollen |
saufen | пьянствовать | soff | gesoffen |
saugen | сосать | sog | gesogen |
schallen | звучать, раздаваться | scholl | geschollen |
scheren | стричь | schor | geschoren |
schmelzen | растапливать, плавить | schmolz | geschmolzen |
schnauben | сопеть, фыркать | schnob | geschnoben |
schwellen | набухать | schwoll | geschwollen |
trügen | обманывать | trog | getrogen |
wägen | взвешивать | wog | gewogen |
3 РЯД | |||
a) ě (+ r/l + согласный) | ă | ŏ | |
bergen | прятать (У глаголов этого и последующих рядов (и некоторых глаголов 2 ряда) во 2-м и 3-м л. настоящего времени e > i (du birgst, er birgt; du giltst, er gilt и т.д.).) | barg | geborgen |
gelten | быть действительным, считаться, слыть | galt | gegolten |
schelten | бранить | schalt | gescholten |
stechen | жалить, колоть | stach | gestochen |
sterben | умирать | starb | gestorben |
verderben | портить | verdarb | verdorben |
werben | вербовать, привлекать | warb | geworben |
werfen | бросать | warf | geworfen |
b) ĕ | a: | ŏ | |
brechen | ломать, нарушать | brach | gebrochen |
erschrecken | пугать | erschrak | erschrocken |
sprechen | говорить, разговаривать | sprach | gesprochen |
treffen | встречать | traf | getroffen |
c) e: | a: | o: | |
befehlen | приказывать | befahl | befohlen |
empfehlen | рекомендовать | empfahl | empfohlen |
gebären | рожать, рождать | gebar | geboren |
kommen | приходить | kam | gekommen |
nehmen | брать | nahm | genommen |
stehlen | красть | stahl | gestohlen |
4 РЯД | |||
a) ĭ (+ nn/mm) | ă | ŏ | |
beginnen | начинать(ся) | begann | begonnen |
gewinnen | побеждать, выигрывать | gewann | gewonnen |
rinnen | бежать, течь, струиться | rann | geronnen |
schwimmen | плавать | schwamm | geschwommen |
spinnen | прясть | spann | gesponnen |
b) ĭ (+ n + согласный) | ă | ŭ | |
binden | связывать | band | gebunden |
dringen | теснить настаивать | drang | gedrungen |
finden | находить | fand | gefunden |
gelingen | удаваться | gelang | gelungen |
klingen | звучать | klang | geklungen |
ringen | бороться | rang | gerungen |
singen | петь | sang | gesungen |
sinken | опускаться падать | sank | gesunken |
springen | прыгать | sprang | gesprungen |
stinken | вонять | stank | gestunken |
trinken | пить | trank | getrunken |
verschwinden | исчезать | verschwand | verschwunden |
zwingen | принуждать, заставлять | zwang | gezwungen |
5 РЯД | |||
а) e: | a: | e: | |
geben | давать | gab | gegeben |
genesen | выздоравливать | genas | genesen |
geschehen | случаться, происходить | geschah | geschehen |
lesen | читать | las | gelesen |
sehen | смотреть, видеть | sah | gesehen |
b) ĕ | a: | ĕ | |
essen | есть | aß | gegessen |
fressen | есть (о животных); жрать | fraß | gefressen |
messen | мерить | maß | gemessen |
vergessen | забывать | vergaß | vergessen |
treten | ступать, наступать | trat | getreten |
c) ĭ | a: | e:/ĕ | |
bitten | просить | bat | gebeten |
liegen | лежать | lag | gelegen |
sitzen | сидеть | saß | gesessen |
6 РЯД | |||
ă/a: | a: | ă/a: | |
backen | печь (У глаголов 6-го и 7-го рядов во 2-м и 3-м л. настоящего времени a > ä (du bäckst, er bäckt и т.д.).) | buk | gebacken |
fahren | ехать | fuhr | gefahren |
graben | рыть | grub | gegraben |
laden | грузить, нагружать | lud | geladen |
schaffen | творить (Следует различать сильный глагол schaffen (schuf - geschaffen) - творить, создавать и слабый глагол schaffen (schaffte - geschafft) - удаваться, получаться .) | schuf | geschaffen |
schlagen | бить | schlug | geschlagen |
tragen | нести, носить | trug | getragen |
wachsen ["vaksən] | расти | wuchs | gewachsen |
waschen | мыть, стирать | wusch | gewaschen |
7 РЯД | |||
a/au/o/u/e | (= ie)/ĭ | a/au/o/u/e (= гласный инфинитива) | |
blasen | дуть | blies | geblasen |
braten | жарить | briet | gebraten |
fangen | ловить | fing | gefangen |
fallen | падать | fiel | gefallen |
hängen | висеть (Следует различать сильный глагол hängen (hing - gehangen) - висеть и слабый глагол hängen (hängte - gehängt) - вешать ) | hing | gehangen |
halten | держать | hielt | gehalten |
hauen | рубить | hieb | gehauen |
heißen | зваться, называться | hieß | geheißen |
lassen | оставлять, позволять | ließ | gelassen |
laufen | бежать | lief | gelaufen |
raten | советовать | riet | geraten |
rufen | кричать, звать | rief | gerufen |
schlafen | спать | schlief | geschlafen |
stoßen | толкать | stieß | gestoßen |
Орфография форм претерита и причастия II сложилась исторически. Формы с кратким гласным + ss раньше писались через ß (вы еще можете найти такие написания в книгах, изданных до 1998 г.). Буква ß сохранилась там, где ей предшествует долгий гласный или дифтонг. Иногда формы претерита и причастия II отличаются от инфинитива: например, schneiden (резать ) - schnitt - geschnitten. В отдельных случаях есть и серьезные расхождения: например, hauen (рубить ) - hieb - gehauen. Впрочем, те, кто изучал английский язык, принимает английскую орфографию и формы английских неправильных глаголов типа write - wrote - written, catch - caught - caught и т.д. как данность. Точно так же надо подходить и к немецким рядам сильных глаголов!
В зависимости от типа спряжения глаголы в немецком языке делятся на следующие группы:
1) сильные глаголы в немецком (die starken Verben );
2) слабые глаголы в немецком языке (die schwachen Verben );
3) неправильные глаголы в немецком языке (die unregelmäßigen Verben ). Эту группу ещё называют смешанные глаголы в немецком языке.
Принадлежность глагола в немецком к тому или иному спряжению зависит от способа образования Imperfekt и Partizip II , которые наряду с Infinitiv являются основными формами и служат для образования всех остальных глагольных форм.
Сильные глаголы в немецком языке
Основные формы сильных глаголов в немецком имеют следующие признаки:
1) Изменение корневого гласного всегда в Imperfekt и часто в Partizip II
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
lesen (читать) | las | gelesen |
finden (находить) | fand | gefunden |
2) Суффикс -en в Partizip II
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
bleiben (оставаться) | blieb | geblieben |
sehen (видеть) | sah | gesehen |
singen (петь) | sang | gesungen |
В некоторых сильных глаголах чередуются также корневые согласные d - t , h - g :
leiden | litt | gelitten |
ziehen | zog | gezogen |
Из приведенных примеров видно, что корневой гласный или совпадает в Imperfekt и Partizip II , или совпадает в Infinitiv и Partizip II , или он во всех трех формах разный.
Слабые глаголы в немецком языке
В современном немецком языке слабые глаголы образуют самую большую группу глаголов. Эта группа все больше расширяется, так как сюда входят глаголы, которые сравнительно недавно появились: filmen - проводить киносъемку, funken - радировать, radeln - ехать на велосипеде, entminen - разминировать: filmen - filmte , funken - funkte и др.
Основные формы слабых глаголов в немецком языке имеют следующие признаки:
1. корневой гласный не изменяется;
2. Imperfekt образуется при помощи суффикса - (e) te ;
3. Partizip II образуется с помощью суффикса - (e) t .
Суффиксы -ete и -et употребляются в глаголах с основой, которая заканчивается на d, t, m, n с предыдущим согласным dm, tm, dn, gn, chn, ffn ).
Например:
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
atm-en дышать | atm-ete | geatm-et |
ordn-en упорядочивать | ordn-ete | geordn-et |
begegn-en встречать | begegn-ete | begegn-et |
zeichn-en рисовать | zeichn-ete | gezeichn-et |
öffn-en открывать | öffn-ete | geöffn-et |
Неправильные глаголы в немецком языке (смешанная группа)
Неправильными глаголами в немецком языке называются такие глаголы, которые отличаются от сильных и слабых глаголов при образовании основных форм и, в некоторых случаях, при спряжении в Präsens . С целью лучшего запоминания разделим такие глаголы на три группы:
Группа 1 .
Эти глаголы образуют свои основные формы, как слабые глаголы, но в Imperfekt и Partizip II они изменяют корневую гласную е на а .
Infinitiv | Imperfekt | Partizip II |
kennen – знать | kannte | gekannt |
nennen – называть | nannte | genannt |
brennen – гореть | brannte | gebrannt |
rennen - бежать, мчаться | rannte | gerannt |
wenden – возвращать | wandte | gewandt |
senden – посылать | sandte | gesandt |
denken – думать | dachte | gedacht |
Группа 2 .