Сергей есенин гой ты русь моя родная. Есенин сергей - гой, ты русь, моя родная

Судьба великого русского поэта Сергея Есенина довольно неоднозначна и загадочна. Ему довелось много путешествовать, жить вдали от родины. Но всегда спешил туда, где находится его дом, туда, где душа наполнятся спокойствием и гармонией.

Будучи настоящим патриотом, Есенин ни когда не идеализировал свою родину – Россию. Он, как ни кто другой, знал о ее недостатках, бедах, трудностях жизни простого человека. Но, ни смотря на это, Есенин искренне любил Россию, такой кокой оно была, с ее достоинствами и недостатками. Именно поэтому поэт всегда стремился «домой», чтобы здесь найти покой.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является одно из лучших работ Сергея Есенина, в которой он воспевает свою родину. Оно было написано в 1914 году. К этому времени Есенин был уже довольно известен и проживал в Москве. Огромный город был не по душе поэту. Свою тоску Есенин пытался утопить в вине. Мысли поэта все чаще возвращали его в прошлое, в то время, когда он был простым крестьянским мальчишкой, когда был по-настоящему счастлив и свободен.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» становится воспоминанием о прошлой жизни. В нем Есенин попытался передать нам те эмоции и чувства, которые он испытывал, наслаждаясь красотой великой России. В стихотворении поэт отводит себе роль «захожего богомольца», который хочет лишь отдать дань своей родине. Родина для Есенина – это храм, который дарит уставшему путнику душевное спокойствие и гармонию, ни чего не беря взамен.

Также, стоит отметить, что в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин создает довольно неоднозначный образ России. В стихотворении убогость и красота, грязь и чистота, божественное и земное идут рядом. Но, ни смотря на это, поэт ни готов променять ни на что яблочно-медовый запах летнего Спаса и звонкий «девичий смех». Есенин зная, что крестьянская жизнь полна всяческих проблем и сложностей, считает ее более рациональной, чем его теперешняя жизнь. Простые люди не утратили связь с прошлым. Они помнят и свято оберегают обычаи и традиции своих предков, их жизнь наполнена смыслом. Простой человек является по-настоящему богатым, ведь у него есть возможность наслаждаться величием природы, наблюдать за неспешным течение реки, тишиной леса, пением птиц. Сергей Есенин считал, что если и есть рай на земле, то он находится именно здесь – в русской деревне, не испорченной человеком, в своей первозданной красоте.

Сергей Есенин заканчивает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» строками:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

По моему мнению, эти строки еще раз подчеркивают безграничную любовь поэта к своей родине. Есенин готов был отказаться от любых человеческих благ только за то, чтобы иметь возможность вновь очутиться на родной земле, ощутить себя частью этой огромной страны и ее могучего народа.

1.Тема стихотворения - любовь к родине.

2.Основная мысль. Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.

3.Композиция.Произведение состоит из пяти строф по четыре стиха в каждом.Все пять строф повествуют нам о красоте и святости родины:

"Хаты - в ризах образа

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза"

Однако последняя строфа выражает нам отношение автора к родине больше, чем в других строфах.

4.Ритм-стихотворение мелодично.Рифма-перекрестная.Размер-четырёхстопный хорей.

5.Лирический герой.Лирический герой-это Есенин.

"Гой ты, Русь, моя родная"

"Не надо рая,

Дайте родину мою"

Лирический герой любит свою родину за поля, за пляски на лугах, за девичий смех.Я считаю, что Есенина можно назвать истинным патриотом.

6.Художественные средства.Автор использовал эпитеты"Русь, моя родная", "весёлый пляс", "у низеньких околиц".Они нужны, чтобы показать образы русской земли.Используются сравнения "как захожий богомолец", "как серёжки, прозвенит девичий смех".Они даны для более точного описания родины. Также есть метафоры "Синь сосет глаза", "чахнут тополя", "смех прозвенит".В стихотворении присутствует церковная лексика:"ризы".", богомолец", "Спас", "святая".Она нужна, чтобы показать, что родина является святым местом для каждого человека.

7.Моё впечатление.Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.Мне очень понравились строки:

"Если крикнет рать святая:

Сергей Есенин бывал во многих странах, но всегда возвращался в Россию. Поэт видел все недостатки: разбитые дороги, пьянство и нищету крестьян, самодурство помещиков, абсолютную веру в царя. Но несмотря на все это, он любил свою Родину и считал ее лучшим местом на свете. Ниже представлен анализ "Гой ты, Русь, моя родная".

Особенности творчества поэта

В кратком анализе "Гой ты, Русь, моя родная" одним из пунктов является рассмотрение отличительных черт поэзии Есенина. Любовь к Родине всегда занимала особое место в его творчестве. Но с особой нежностью поэт писал о сельских пейзажах.

Это стихотворение создано в 1914 г., к тому времени Есенин уже жил некоторое время в Москве, но ее шум и суета утомляли его, поэтому он все больше и больше тосковал по тем временам, когда он был простым крестьянским пареньком. Свою тоску и привязанность Есенин выражал в стихах. Для поэта быт простых людей всегда оставался правильным, даже несмотря на то, что одной из основных проблем была нищета. Но они чтили традиции и семейные устои, что восхищало поэта.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" нужно указать, что в нем Есенин подчеркивает свою любовь к Родине тем, что ни на что не променяет запах меда и яблок, храмы, которые приносят благостное настроение, и бескрайние зеленые луга. В этом стихотворении поэт пишет о своей любви к Родине и деревенской жизни.

Образ Руси

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" важно определить, какое место в этом творении занимает образ Руси. Почему именно так называет Есенин Россию? Возможно, потому что в ту эпоху древнерусского государства народ был ближе к природе, чтил все важные церковные праздники и обычаи предков. Поэт, любивший деревни и землю, скучал по тому времени, когда земледелие было основным занятием славян.

В анализе "Гой ты, Русь, моя родная" следует также отметить, что поэт сравнивает Родину с храмом, который все и всех объединяет. За этим образом стоит целая жизненная философия поэта, которая заключалась в любви к своим корням и принятии своей Родины такой, какая она есть. Но наступившая революция разрушила этот храм, разъединив все общество, и поэтому поэт еще больше тосковал по своим родным краям.

Литературные средства выразительности

Следующий пункт анализа стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" - это определение, какими тропами и стилистическими средствами пользовался поэт. Олицетворения позволяют поэту "оживить" образ Руси, а эпитеты помогают передать благостное душевное состояние лирического героя. Умиротворенное состояние и у героя, и у крестьян достигается благодаря единению с природой.

А метафора придает еще большую значимость образу Руси в стихотворении. У поэта синий цвет ассоциируется не только с бескрайностью голубого неба и водной гладью, но и с Родиной. Метафоричен и золотой цвет, который выражен не так ярко в строках, но он проявляется в деталях. Это мед, соломенные крыши домов, пожелтевшая листва, поля. Такое цветовое оформление делает образ Руси еще более возвышенным и значимым.

А глаголы, которые употребляются в будущем времени, указывают на желание героя отправиться в путешествие по своей стране, по ее бескрайним просторам, чтобы увидеть все самое прекрасное.

Окончание произведения

В анализе стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная" можно подробнее рассмотреть его концовку. Есенин заканчивает свое творение простой строкой, написанной не возвышенным стилем. Он подчеркивает ту простую жизнь, которая для поэта была самой правильной.

В последних строчках Есенин показывает всю свою любовь к Родине: ему не нужно ничего, только его Русь, которая является для него раем. Может, здесь имеется в виду и призыв к революционерам, которые изменили привычный уклад. И, возможно, поэт хотел им сказать, чтобы они не трогали все то прекрасное, что было у Руси.

Анализ "Гой ты, Русь, моя родная" Есенина показывает, насколько сильна его любовь к стране, крестьянской жизни, по которой он тосковал. Он бы ни на что не променял все прелести сельского пейзажа и неповторимое очарование русской природы. Все слова дышат восторженностью и обожанием, которые возрастают с каждой строкой.

Именно эта любовь к Родине, принятие ее недостатков, умение восхищаться и любоваться всем прекрасным, что в ней есть - это главная отличительная особенность творчества поэта. И в этом стихотворении Есенин показал ее при помощи многообразия русского языка, использовав простой слог, чтобы подчеркнуть любовь к простой жизни.

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », И природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай). Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами. Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская
изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй. Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праадничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве. В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих - целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех» .

Эпитеты «Русь родная» , «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс» .

Сравнения «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает - образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры : «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами - «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями : «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы , использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации , поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию , нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.